Вход Регистрация

Рифма

(от греч. rhythmos - соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" - это конечные созвучия стихов: труды - руды, радия - ради). По месту ударения различаются Р. мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая. Р. может быть простая: рифмуются между собой два слова (радость - младость) и составная: одно слово рифмуется с двумя (в вой ему - по-своему, где вы - девы). По точности созвучия Р. бывает точная (белый - смелый, Евгений - гений), приблизительная (белый - мелом; ветер - светел), неточная (я - меня, пламя - память, неведомо - следом). По наличию опорных звуков (согласных, стоящих перед ударным гласным) выделяется Р. богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному (ограда - винограда; труды - руды) и бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил). Богатые Р. всегда оценивались как особо звучные. Выделяют также омонимические (составленные из омонимов) Р. ("...Башня Кремля ...// С галкой, устало прикрывшей веко, // Являла пейзаж Х века..." (И. Сельвинский)); тавтологические - повтор слова в конце стихов ("А что же делает супруга // Одна в отсутствии супруга?" (А.С. Пушкин)); каламбурные - составные Р., построенные на игре слов, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта ("Область рифм - моя стихия, // И легко пишу стихи я" (Д.Д. Минаев)). По взаимному расположению рифмующихся строк Р. бывает смежная (или парная - схема рифмовки аабб), перекрестная (схема рифмовки абаб), опоясывающая (или охватная, или кольцевая - схема рифмовки абба).
Хотите опубликовать свои стихи? Зарегистрируйтесь
Полезное
Справочник литератора
Крылатые выражения
Английские цитаты
Биографический справочник
Афоризмы